Сергей Быстров: «В нынешней ситуации ставку нужно делать на местное население»
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

16 августа 2021

Сергей Быстров: «В нынешней ситуации ставку нужно делать на местное население»

Строительная отрасль – один из самых пострадавших секторов российской экономики во время пандемии. Только дефицит рабочих кадров здесь насчитывает около 3 млн. человек. При этом предпринимателю нужны не просто разнорабочие, а квалифицированные специалисты, умеющие работать с новыми технологиями. А это в свою очередь накладывает определенный отпечаток на организованный набор трудовых мигрантов. О том, какие механизмы сегодня предпринимаются, чтобы вернуть рабочих на стройки и как их отсутствие влияет на конечного потребителя корреспондент MEDIA-MIG узнала у заместителя председателя комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, Председателя правления «Национальной ассоциации профессионалов кадрового обеспечения в строительстве и промышленности», доктора экономических наук, профессора Сергея Быстрова.

- Сергей Алексеевич, сегодня в СМИ много говорят о дефиците рабочей силы в сфере строительства. Какова на данный момент реальная картина со стороны предпринимательского сообщества?

- Мы с коллегами в Комитете Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства регулярно обсуждаем этот вопрос, общаемся с бизнес-сообществом, так же на постоянной основе мы получаем информацию из Министерства строительства и ЖКХ. Сведения приходят разные, мы их анализируем, и в итоге мы совместно пришли к выводу, что сейчас на стройках не хватает примерно 3 млн. человек. И это достаточно серьезная цифра, которая откладывает свой определенный отпечаток на те негативные моменты, которые сейчас существуют в строительной отрасли.

- Как строительные компании справляются со сложившийся ситуацией. Есть ли какие-то реально действующие механизмы?

- На мой взгляд, реальный действующий механизм в нынешних условиях, когда не хватает рабочих рук и существует дефицит иностранной силы – это делать ставку на местное население. Что сегодня достаточно проблематично, потому что долгие годы в России шел акцент на привлечение трудовых мигрантов, и поменять за короткое время, этот механизм достаточно сложно. Но, стоит сказать, что практика ковидных ограничений показала, что организации, где в основном трудятся россияне, и которые занимались подготовкой и обучением своего персонала, дефицита рабочей силы не испытали, стройки не остановились и эти предприятия в спокойном режиме пережили все негативные моменты, связанных с пандемией.

- Весной 2021 г. в РФ заработал новый порядок привлечения компаниями иностранной силы. На ваш взгляд, в нем больше плюсов или минусов для предпринимательского сообщества?

- Сегодня все предпринимательство сообщество благодарно и Правительству РФ, и Министерству строительства и ЖКХ за те подходы и механизмы, которые сегодня разрабатываются и внедряются в нашей отрасли. Но проблема в том, что не все они действуют, а во-вторых, те алгоритмы, которые внедряются, они по ходу применения могут меняться. Это, например, касается и Алгоритма действий по привлечению в экономику РФ иностранных граждан. Исходя из данного порядка, привлекать на стройку мигрантов могут только компании, которые отвечают требованиями и по количеству сотрудников, и по ежегодному обороту. Цифры серьезные и эти параметры достаточно сложно соблюсти маленьким и средним компаниям, которые также широко представлены в строительной отрасли. Но сейчас мы видим, что и Российский Союз строителей и ТПП РФ, и Министерство строительства и ЖКХ во главе с Маратом Хуснуллиным постоянно ищут новые механизмы упрощенного завоза иностранной силы в Россию, и тем самым решить вопрос дефицита кадров на стройке.

- Каких кадров сейчас больше не хватает в строительной сфере – высокопрофессиональных или разнорабочих?

- Мы с вами живем в 21 веке, и у нас в России на стройках применяется высокотехнологичное оборудование и используются современные материалы, поэтому нанимать на работу нужно квалицированных сотрудников. Национальная ассоциация профессионалов кадрового обеспечения в строительстве и промышленности (НАПКО-СП) отмечает, что все чаще предприниматели, оставляя заявку на подбор персонала, указывают, что даже разнорабочие должны обязательно иметь квалификацию, быть подготовленными и обладать умениями сразу нескольких специальностей. Потому что сегодня на стройке используется много современной техники, регулярно совершенствуются применяемые технологии, и для работы с ними нужны высокопрофессиональные специалисты. Что касается иностранных рабочих, то здесь в первую очередь, страдает система отбора, которая не совсем согласована с нашими действующими законами в области трудового законодательства и нашими требования к удостоверениям по квалификации. Зачастую в Россию приезжают мигранты, которые, мягко говоря, не готовы работать в современном строительстве. И таких людей на стройках не ждут. Поэтому мы ратуем за то, чтобы иностранных рабочих правильно отбирали, проверяли их уровень профессионально образования в соответствие с нашими требованиями и образцами. Важно, чтобы мигранты приезжали, и сразу могли идти работать, а не проходили несколько месяцев период адаптации и переобучения.

- На ваш взгляд, почему российские граждане неохотно соглашаются заменить иностранных рабочих на стройках. И что нужно сделать для того, чтобы переломить ситуацию?

- На данный момент мы видим, что ситуация начинает меняться и все больше российских граждан начинают приходить в том числе и на стройки, об этом свидетельствует статистика, которую нам дает Торгово-Промышленная палата РФ и НАПКО-СП. Сейчас появилось очень много квалифицированных специалистов из регионов со строительными специальностями, которые охотно переезжают в города и другие регионы, где активно ведется застройка – это Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, в тот же Мурманск, где реализуются крупные арктические проекты. В то же время, как мы уже говорили, ограничения во время пандемии привели к дефициту рабочей силы, в следствие чего вырос спрос на местных специалистов, и это повлияло на увеличение их заработной платы. Ведь не секрет, что мигранты не всегда работали легально и это приводило к снижению цены вопроса. Сегодня же мы отмечаем, что практически все предприниматели стараются работать в «белом поле», добросовестно платить налоги и страховые взносы, своевременно выплачивать заработную плату. Что в свою очередь, положительно, сказывается и на экономике страны.

- Но ведь, вы сами озвучили в нашем интервью, что 3 млн. человек на наших стройках все же не хватает?

- Дело в том, что не хватает квалифицированных кадров, их же надо подготовить, а система профессионально-технического образования в нашей стране на сегодняшний день отсутствует. Например, таким специальностям, как бетонщик-арматурщик, монолитчик, отделочник, редко где учат, если говорить не о курсах, а о действительно качественном обучение. Мы проводили встречу в Московском государственном строительном университете, и мы увидели, что тяга к этим профессиям у молодежи есть. Они хотят отучиться и иметь надежную специальность, которая бы им пригодилась в будущем, но они не знают куда идти. И, хочется сказать, что строительный труд становится все более привлекательным, потому что здесь используется много новых механизмов, технологий, оборудования и техники. Молодежи становится интересней работать, повышается престиж профессии строителя. Доказательство тому, и создание Крымского моста и возведение объектов Олимпиады и Чемпионата мира по футболу, которые были созданы по самым последним инновациям.

- Сегодня на разных уровнях власти звучат разные предложения, как восполнить дефицит рабочей силы. Одна из самых обсуждаемых – это привлечение пенсионеров и заключенных на крупные стройки. Как вы к ней относитесь?

- Мне кажется, это очень правильная инициатива, которая сейчас активно обсуждается в обществе. Здесь важно понимать, что привлекать неработающих пенсионеров хотят только на некоторые виды работ, где у них есть компетенции. Потому что это люди, которые обладают богатым опытом знаний. Например, на Западе, самые высокооплачиваемые специалисты в возрасте от 55 лет. У них богатый опыт, они более ответственно относятся к работе, и для них важна стабильность. Это важные качества, за которые их ценят работодатели.

Что касается заключенных, то на мой взгляд, предложение Министерства юстиции и директора ФСИН Александра Калашникова использовать труд заключенных на стройках, очень верное. Вообще у нас принудительные работы в исправительной системе существуют с 2017 года, просто это направление не было сильно распространено. Мне кажется, высказанная весной этого года данная инициатива, позволит по-другому взглянуть на это явление. Потому что не все арестанты уголовники, кто-то совершил правонарушение по не осторожности, но они наше граждане, рано или поздно они выйдут на свободу и вольются в наше общество. А занимаясь принудительными работами на тех же стройках, они работают, зарабатывают деньги, выплачивают штрафы, содержат свои семьи. К слову, многие из них, после отбывания срока, остаются на этих же стройках. Но если говорить о бизнес-сообществе, то не все предприниматели приняли это предложение на «ура». Но есть и положительные примеры, когда бизнесмены шли на этот шаг, открывали исправительные центры со штатом до 50 человек, а потом расширяли их до 200 работников. На сегодняшний день Комитетом по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ совместно с Национальной ассоциацией профессионалов кадрового обеспечения в строительстве и промышленности создаются большие центры со штатом от 500 до 1000 человек в Мурманске, Самаре и Калерии. Более того, принято решение до конца года привлечь на стройки до 15 тыс. человек из ФСИН, которые приговорены к принудительным работам. Здесь стоит понимать, что осужденные пользуются практически теми же правами, что и наемные работники. Они самостоятельно ходят до места работа, в течение дня выполняют трудовую деятельность, и только ночевать возвращаются обратно в центр, где в это время находятся под присмотром. Но вообще к этому вопросу ФСИН относится достаточно серьезно, людей отбирают, их проверяют, чтобы ими не было совершено каких-то серьезных преступлений. В большинстве своем осужденные, это дисциплинированные люди, которые замотивированы на успех.

- Как нехватка рабочей силы в целом сказалась на рынке недвижимости. Повлияла ли она как-то на конечного потребителя?

- Конечно, влияет, но не в той степени, как другие факторы. Например, возросшие цены на стройматериалы: металл, дерево, арматуру. Все это в совокупности приводит к увеличению стоимости квадратного метра. Но сейчас Министерство строительства и ЖКХ, Российский Союз строительства и Торгово-промышленная палата РФ разрабатывают механизмы и подходы, которые должны выровнять и стабилизировать данную ситуацию. Думаю, мы сможем ее разрешить, только нужно понимать, что сделать это можно будет не за один год. В целом, я думаю, что в ближайшее время будут найдены те алгоритмы, которые позволят стабилизировать цены и они не будут расти.

- С конца июня в Москве стартовала вакцинация трудовых мигрантов. Как к этому относятся предприниматели? Охотно ли прививают своих рабочих?

- Предприниматели у нас народ дисциплинированный, если есть такое требование, то никто закон нарушать не будет, и в большинстве своем работодатели вакцинацию поддерживают. Просто, когда вводилась вакцинация, то пунктов ее проведения было очень мало, сейчас проблема разрешилась. Да и бизнесмен прекрасно понимает, что пока все не будут вакцинированы, достаточно сложно чувствовать себя в безопасности. Поэтому, лучше выполнить это требование и работать спокойно.

- В последнее время, в СМИ часто появляется информации, о запуске чартерных поездов для мигрантов. На ваш взгляд, это помогло бы решить ситуацию?

- Понимаете, если говорить о привлечение иностранной силы в РФ, то перевозить мигрантов авиасообщением достаточно дорого, как для самого предпринимателя, так и мигранта. Кроме того, самолет перевозить меньшее количество пассажиров, чем поезд. Как правило, это не более двухсот человек, но не все же из них едут в Россию на заработки, а брать чартер достаточно дорого. Если мы говорим о железнодорожных перевозках, то одним составом можно перевезти около тысячи человек. То есть разница достаточно большая, и цена в разы ниже. Мы видим, что наши железные дороги – это очень прогрессивный и современный вид транспорта, который комфортно и быстро перевозит пассажиров, и выполняет это четко по времени. Также стоит отметить, что железнодорожные вокзалы находятся, как правило, в центре городов, а до аэропортов еще нужно добраться, а это лишние передвижения и дополнительные затраты.

- На ваш взгляд, какие бы механизмы привлечения трудовых мигрантов в страну, могли бы помочь в сжатые сроки разрешить проблему с дефицитом рабочей силы?

- Тема достаточно сложная, и она в последнее время активно обсуждается структурами на различном уровне. Не так давно, в июне в Торгово-промышленной палаты РФ был проведен круглый стол на тему ««Состояние и перспективы организованных форм трудовой миграции. Содействие развитию организованной трудовой миграции с использованием потенциала ТПП России», которое проводилось под эгидой Комиссии по трудовой миграции Союза ТПП по внешэкономической деятельности совместно с «Международным Альянсом Трудовая миграция» с участием региональных торгово-промышленных палат, бизнес-сообществ, представителей паспортно-визовой службы МВД России, и международных организаций в сфере миграции. В частности, на этом круглом столе, мы говорили, что ключевым факторов сдерживания развития и распространения организованной трудовой миграции остается отсутствии в российском законодательстве норм, стимулирующих работодателей участвовать в процедуре организованного набора. И в то же время, это обсуждение показало, наличие значительного потенциала в развитие механизмов организованного набора, который пока не использован и связан с другими факторами. При этом хочу добавить, что недавно к нам в ТПП РФ пришел проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» который был разработан МВД России. Он составлен на наш взгляд очень профессионально, квалифицированно, и призван заменить ряд действующих федеральных законов, регулирующих миграционные процессы, в случае принятия он станет определяющим документом в сфере миграционной политики. Рассматриваемый проект нормативно-правового акта предусматривает ряд новых подходов, ранее не применявшихся в России. Мы сейчас в нашем Комитете по строительству рассматриваем этот документ, обсуждаем с бизнес-сообществом его спорные положения и вносим свои изменения.

Автор Оксана Зайчукова

Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~cEZiv